Рабочая температура двигателя - это диапазон температур, определяющий оптимальную работу двигателя. Любой силовой агрегат рассчитан на очень узкий диапазон внутренних рабочих температур. В этом диапазоне достигаются такие параметры конструкции, как максимальная экономичность, экологичность и тяговое усилие. Кроме того, при превышении расчетных температурных пределов срок службы агрегата начинает сокращаться.
Следует помнить, что под рабочей температурой двигателя подразумевается температура охлаждающей жидкости. Фактические значения нагрева металла в разных точках всегда отличаются от нее (иногда значительно). Однако при обсуждении эти тонкости не учитываются, поскольку подробные данные нужны только инженерам.
Среднестатистическая норма рабочей температуры бензиновых двигателей составляет 85-110 °C. Причем, как правило, чем старше и проще двигатель, тем ниже его нормальная средняя температура. Иными словами, "старые" классические агрегаты с атмосферным давлением в нормальном режиме поддерживают около 90 градусов, в то время как современные малолитражные турбомоторы могут достигать 100 градусов и более.
Интересный факт: Как правило, стрелки температуры на современных автомобилях не совсем точно отражают реальные значения. На старых автомобилях они "переходили" в зависимости от режима движения, но сейчас на большинстве моделей стрелки остаются неподвижными и центрированными после прогрева. Даже если фактическая температура охлаждающей жидкости слегка колеблется в пределах нормы.
Нормальная рабочая температура современных дизельных двигателей составляет 80-90 градусов Цельсия. Как и другие двигатели внутреннего сгорания, дизель рассчитан на строго определенный температурный диапазон, и при этой температуре достигается максимальная эффективность.
Интересно, что температура в камере сгорания дизельного двигателя во время зажигания выше, чем у бензинового. В то же время, как вы можете видеть, связь с температурой охлаждающей жидкости прямо противоположная: дизельные двигатели, как правило, "холоднее". Это объясняется различиями в эффективности. Дизельные двигатели более эффективно используют энергию сгорания топлива. Средний КПД двигателей на тяжелом топливе составляет около 40 % по сравнению с 25-30 % для бензиновых двигателей. Конечно, эти цифры очень приблизительны, и все зависит от конкретного двигателя. Но в любом случае, при прочих равных условиях, доля газа, совершающего полезную работу в дизельном агрегате, будет выше, а энергия, расходуемая на нагрев компонентов, соответственно, ниже.